Через месяц Украина начнет строительство терминала по приему сжиженного газа (LNG-терминала) в Одесской области. Об этом сообщил глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив. Правительство изначально задавалось целью диверсифицировать поставки газа и снизить энергетическую зависимость от России. Однако до сих пор нет ясности в вопросе об источниках альтернативных поставок. А сенсацией последней недели стала новость о том, что Газпромбанк может стать одним из основных инвесторов украинского проекта.
Вчера в Одессе премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Россия готова снизить цену на газ для Украины в 2,5 раза – до 160 долл. за 1 тыс. куб. м. Но только при условии вступления в Таможенный союз. В Киеве такой подход считают неприемлемым. Украина не хочет выбирать между Таможенным союзом и зоной свободной торговли с ЕС, а хочет работать со всеми, отметил Азаров.
В этом вопросе взгляды украинской власти совпадают с мнением оппозиции. Лидер партии УДАР, боксер Виталий Кличко на днях заявил, что Украине в своей энергетической политике не следует концентрироваться только на переговорах о цене на газ с Россией, а надо заниматься поиском альтернативных источников энергии и внедрением энергосберегающих технологий.
Как раз по той причине, что команда Виктора Януковича не изменила вектор внешней политики, не удалось и отменить долгосрочные газовые соглашения, подписанные между правительством Юлии Тимошенко и «Газпромом». А ежеквартальное повышение цены на российский газ заставило украинскую власть еще два года назад задуматься о диверсификации поставок, в частности, за счет сжиженного газа, главным источником которого считался Азербайджан. Глава Минэнерго Украины Юрий Бойко ранее сообщил, что на переговорах в Баку его заверили в наличии свободных ресурсов, которые в перспективе могут быть получены на месторождении Шах-Дениз-2.
В апреле премьер Николай Азаров подтвердил журналистам, что уже до конца 2014 года из Азербайджана может поставляться в Украину 2 млрд. куб. м газа, через год – 5 млрд. куб. м., а после 2018-го – до 10 млрд. куб. м. ежегодно. Этот объем, соответствующий четвертой доле нынешних импортных поставок, равняется проектной мощности LNG-терминала.
Гладко было на бумаге, но в реальности возникли проблемы, отмечают эксперты. Первым тревожным звонком для Украины стал отказ Азербайджана подписать в январе нынешнего года в Давосе соглашение о создании СП по поставкам сжиженного газа. Позже документ был подписан, однако к тому моменту российский «Газпром» и азербайджанская SOCAR тоже подписали дополнительное соглашение к существующему контракту – об увеличении в текущем году закупок азербайджанского газа в два раза, до 3 млрд. куб. м, а в дальнейшем – до 7–15 млрд. куб. м в год. Украинские эксперты выразили сомнение, что у Баку найдется ресурс для планового увеличения поставок в Украину. Тем более что возникли проблемы при строительстве терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви, из которого можно было поставлять сжиженный газ по Черному морю в Одессу. Одновременно Турция заняла неуступчивую позицию в вопросе пропуска специальных судов с газом для Украины через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы.
К настоящему времени часть этих проблем удалось решить. В частности, в сентябре украинская власть все же нашла общий язык с турецким правительством. Источник в Киеве пояснил «НГ»: «Турция блокировала наши планы по двум причинам. Первое – из солидарности с Азербайджаном, который таким образом выразил возмущение тем, что Украина поставляет оружие Армении. Ничего незаконного, но если Киев поступает не по-партнерски в важном для Баку вопросе, то может получить в ответ такое же отношение в другой сфере. Во-вторых, в Анкаре обиделись, что Украина выбрала испанскую компанию для разработки технико-экономического обоснования проекта LNG-терминала: у турецкой стороны были свои предложения и планы». Источник «НГ» отметил, что Киеву пришлось напрячь все силы, чтобы уладить ситуацию.
В середине сентября премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Киев заявил, что его страна готова пропускать через проливы ежемесячно по восемь танкеров (150 тыс. тонн сжиженного газа каждый) для Украины. Ответным жестом Киева стало решение о проектировке и строительстве украинскими компаниями подземных хранилищ газа на территории Турции.
Пока украинский терминал будет строиться, планируется организовать поставки газа на плавучие платформы, которые украинская сторона планирует арендовать. Что касается поставщиков, то еще в июне премьер-министр Украины Азаров сообщил: приоритетным направлением становится пока Катар. Он пояснил, что Польша договорилась о кредитовании Катаром строительства своего LNG-терминала. «Польша сможет получать от 5 до 10 миллиардов кубометров сжиженного газа. В принципе им столько не нужно, и мы могли бы часть этого газа забрать для собственных нужд. Мы об этом говорили и с поляками, и с руководством Катара», – рассказал Азаров. Для доставки разжиженного газа из Польши украинское правительство совместно с европейскими банками уже начало финансировать работы по модернизации газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.
Какие структуры будут финансировать строительство LNG-терминала в Одесском порту – неизвестно. Ранее Владислав Каськив говорил, что, согласно ТЭО, стоимость самого терминала составит около 850 млн. евро. «Согласно утвержденной модели, государство получит 25-процентный пакет участия в акционерном капитале, а фактически внесет только 7,5% деньгами, которые будут привлечены под государственные гарантии. Это не прямые расходы из бюджета, а средства, которые будут привлечены для того, чтобы государство сделало свой взнос в уставный капитал. За счет работы деньги будут возвращаться и обслуживать этот заем», – пояснил он.
Украине все же придется вложить немалые средства – более 300 млн. долл. – в подготовительные работы в порту и создание инфраструктуры, позволяющей поставлять газ с терминала в общую газотранспортную систему, пояснил «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Дмитрий Марунич. «Это сложный и дорогостоящий проект. И никто не гарантирует, что полученный газ будет значительно дешевле российского. С точки зрения украинской власти вопрос даже не в цене, а в идеологии диверсификации поставок газа, снижения энергетической зависимости от одного поставщика», – отметил он.
При этом украинские эксперты отмечают, что западные банки, присматриваясь к проекту, пока не становятся в очередь, чтобы выдать кредиты – даже под украинские государственные гарантии. «На ситуацию влияют и финансовые проблемы в еврозоне, и другие риски. Потенциальные инвесторы рассчитывают, что будет в случае, если «Газпром» вдруг через год снизит цену на газ для Украины. Или, например, ситуация на газовом рынке вообще изменится. Будут ли потребители покупать сжиженный газ, если он будет стоить столько же, сколько российский, или дороже – за счет необходимости окупить проект строительства терминала и сопутствующей инфраструктуры? Им нужно понимать, с какой целью строится этот объект», – отметил «НГ» аналитик инвестиционной компании BG Capital Александр Паращий.
Пока что о своей заинтересованности в проекте неделю назад заявил Газпромбанк, который, по словам украинских чиновников, готов стать основным кредитором украинского терминала. Эксперты в Киеве не считают, что этот факт означает провал украинских планов уменьшить зависимость от «Газпрома». «Это второстепенный вопрос – кто финансирует проект, – сказал Паращий. – Важно обеспечить альтернативные поставки».
Строительство LNG-терминала в Украине запланировано в два этапа. Запуск первой очереди в 2016 году предполагает наличие всей инфраструктуры, позволяющей поставлять с судна-терминала в газотранспортную систему Украины до 5 млрд. куб. м газа в год. Второй этап сдачи объекта в 2018 году предполагает завершение строительства наземного терминала мощностью 10 млрд. куб. м газа в год.
|